30.09.2021 г. состоялся семинар-тренинг «Шлейф из детства: чувство вины и треугольник власти» в рамках инновационного федерального проекта «Комплексное научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития молодых педагогов системы дошкольного образования» (приказ МОН РФ № 1580 от 25.12.2020) и научного проекта «Все в ЧГПУ!», поддержанного в рамках конкурса внутривузовских грантов 2021 года.
Алексеева Маргарита Александровна, магистрант 3 года обучения Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (рук. – доцент С.В. Велиева) предложила вниманию участников психотерапевтические и психокоррекционные техники, позволившие осознать механизмы воздействия чувства вины, собственную роль в драматическом треугольнике, сознательно отказаться от любой роли в треугольнике и овладеть способами преодоления неэкологичных паттернов, принятия ответственности за собственную жизнь и поступки.
Причина многих неврозов часто коренится в чувстве вины, навязанном с раннего детства. Известно, что вина – это сложная эмоция неудовольствия, вызванная нарушениями морального, этического или религиозного характера в ситуациях, в которых субъект чувствует личную ответственность. Эффективность работы с внешними и внутренними конфликтами, актуализирующими чувство вины, обеспечивается использованием различных психотерапевтических техник и проективных карт. Особенно результативной становится эта работа при анализе отношений с использованием треугольника С. Карпмана.
Концепция драматического треугольника создана психотерапевтом Стивеном Карпманом в 1968 году. Автор выделил и описал три роли – преследователя, спасателя и жертвы, которые обеспечивают иллюзию контроля и власти. Роли включают шаблоны, привычки, нездоровые бессознательные сценарии и механизмы контроля, поддерживающие симбиотическое и деструктивное поведение. Роли преследователя и спасателя обеспечивают чувство превосходства, а жертвы – состояние беспомощности.
Спасатель обладает псевдоальтруизмом, который маскирует эгоцентризм, потому и заботится, и опекает, и спасает, и нянчит. Это позволяет чувствовать себя нужным и востребованным. Роль праведного преследователя обычно выполняет человек бескомпромиссный и требовательный к другим, убежденный в своей правоте. Роль жертвы – третья роль созависимых отношений. Жертва, застрявшая в ложном оборонительном чувстве жалости к себе, пассивно-агрессивном поведении, ищет сочувствия и одобрения, жалуется на свою судьбу, затрудняется принимать решения и избегает конфронтации.
Мероприятие состояло из двух семинаров-тренингов, где приняли участие более 30 человек, в числе которых выпускники и обучающиеся ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, дополнительных профессиональных программ переподготовки факультета.
Благодарим всех за сотрудничество, плодотворную и творческую работу!
Ждем всех на следующий обучающий семинар-тренинг, который состоится 07 октября в 12 ч. 00 мин. в 306 кабинете по адресу: г. Чебоксары, ул. Шумилова, д. 18а
С.В. Велиева