Об академике Г.Н. Волкове
Геннадий Никандрович Волков, рассказывая о своей биографии, располагал свою жизнь, по его выражению, «на конкретных территориях» не только во времени, но и в пространстве. «Тогда территории и определят, – пишет Г.Н. Волков, – этапы моей педагогической биографии. Это – чувашский период, казанский, московский, эрфуртский…» (Г.Н. Волков. Обыкновенное дело педагога. С. 6).
Чувашский период
Г. Н. Волков родился 31 октября 1927 года в деревне Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в крестьянской семье
1935-1942 гг. – ученик Б.Яльчикской семилетней школы.
1942-1945 гг. – ученик Яльчикской средней школы.
1943-1945 гг. – помощник бригадира второй полеводческой бригады колхоза имени В. И. Ленина, позднее – бригадир транспортной бригады.
1945-1949 гг. – студент физико-математического факультета – Чувашского государственного педагогического института.
Казанский период
1949-1952 гг. – годы учебы в аспирантуре по педагогике при Казанском педагогическом институте.
1950-1951 гг. – учитель физики 6-7-х классов мужской семилетней школы № 78 г. Казани.
«Казанский период, – пишет Г. Н. Волков, – имел для меня очень благоприятные последствия. Он имел свое продолжение и в Чувашии, и в Москве, и в Эрфурте» (Г.Н. Волков. Обыкновенное дело педагога. С. 18)
Московский период
«Москва свела все прошлое и настоящее – опыт, идеи, находки, потери – в одно единое целое. Она определила каждому периоду свое место, каждому городу – свою роль, каждому народу – свою миссию, судьбу. И мою заодно» (Г.Н. Волков. Обыкновенное дело педагога. С. 18)
1962 год – предложил термин «этнопедагогика». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.
1967 год – защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.
С 1971 года работал в Москве как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.
Эрфуртский период
С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы.
Действительный член АПН СССР с 15 марта 1990.
Г.Н. Волков состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире — мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)
Признание и награды- Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью И. Г. Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».
- Академик Д. О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси: «Г. Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика – весьма серьёзный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества»
- Почётный гражданин Республики Калмыкия: Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, 2002: «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков – за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности»
- заслуженный деятель науки Российской Федерации
- почётный гражданин и заслуженный учитель Чувашской Республики
- заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва
- заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия)
- почётное звание «Учитель учителей» Якутии
- Отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987)
МЕДАЛИ:
- К. Д. Ушинского
- Я. А. Коменского (ЧССР)
- Н. К. Крупской
- За заслуги в образовании в Республике Татарстан
H-ONOLOGIYa_ZhIZNI.pdf [151.13 Kb] (cкачиваний: 31)